Смысл Православного почитания святых

Во время таинства Крещения человеку дается имя в честь какого-либо святого, который с этого времени становится его небесным покровителем. Каждому православному христианину следует знать «житие» — жизнь своего небесного покровителя — и молитвенно обращаться к нему за помощью и руководством. Наши благочестивые предки старались отметить день памяти своего святого — «день Ангела» — причащением Святых Таин и праздновали этот день более торжественно, чем день своего рождения.

В чем смысл православного почитания святых угодников Божьих? Знают ли святые на Небе о наших нуждах и трудностях и интересуются ли они нами? Слышат ли они наши молитвы к ним и стараются ли нам помочь? Следует ли вообще обращаться к святым за помощью, или достаточно молиться только Господу Богу? Сектанты, утратив апостольскую традицию, не понимают сущности и назначения Церкви Христовой и поэтому отрицают надобность молитв к святым на Небе. Мы кратко изложим здесь Православное учение об этом.

Православное почитание святых угодников Божьих вытекает из убеждения, что все мы, спасающиеся и уже спасенные, живые и умершие, составляем единую Божию семью. Церковь — это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир. Она построена на принципе любви, в церкви каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей.

Святые — это те люди, которые при своей жизни более других проявляли любовь к ближним.

Мы, православные, верим, что когда праведный человек умирает, он не порывает своей связи с церковью, но переходит в её высшую, небесную область, называемую Церковью торжествующей.

Попав в духовный мир, душа праведного человека не перестает думать, желать, чувствовать, но, напротив, эти её свойства раскрываются здесь ещё полнее и совершеннее.

Современные инославные христиане, утратив живую связь с Небесно-земной Церковью, имеют самые смутные и противоречивые мнения относительно загробной жизни. Некоторые из них думают, что после смерти душа человека засыпает и прекращает всякую деятельность: другие — что душа человека, если и продолжает свою деятельность после смерти, то больше не интересуется миром, который покинула. Иные — что святым принципиально не следует молиться, потому что христианину достаточно обращаться с молитвой к Богу.

Каково же учение Священного Писания относительно праведников, покинувших земной мир и силы их молитв? В апостольское время Церковь воспринималась как единая Небесно — земная духовная семья. Апостол Павел писал новообращенным христианам: «... вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах. И к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22—23). Иными словами, вы став христианами, влились в великую семью и вошли в тесное общение с Небесным миром и праведниками, там находящимися.

На создании Живаго общения Небесно-земной Церкви и на вере в силу молитвы основана древняя практика обращаться за помощью к святым мученикам и угодникам Божьим. Святые не заслоняют собой Бога и не ослабляют надобности обращаться к Нему, как к Небесному Отцу. Ведь и старшие братья дружной семьи не уменьшают авторитета своих родителей, когда заботятся о своих младших братьях и помогают им. А разве родители не радуются, когда видят своих детей заботящихся друг о друге? Так и Небесный Отец радуется, когда святые молятся о нас и стараются нам помочь. Святых угодников Божьих следует считать нашими старшими братьями. Они совершеннее нас и ближе к Богу по причине свой праведности.

Будем же дорожить близостью к Богу и святых угодников Божьих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Знакомство же с житиями святых особенно важно в наше время, когда в широкой массе христианского мира так обмельчало и исказилось понимание христианского идеала.